Арбитражный суд Республики Карелия
Телефон справочной службы

(8142)790-590

Телефон доверия

(8142)790-600

 

Электронные сервисы

Татьяна Рогозина: «Я помню, как все начиналось»

1 ноября 2011 года ОАО «Прионежская сетевая компания» отпраздновала свой первый юбилей: пятилетие со дня основания. Компания была создана в процедуре банкротства — во внешнем управлении Государственного унитарного предприятия по производству, материально-техническому обеспечению ЖКХ и электроснабжению (ГУП РК «МЭО»). Внешним управляющим ГУП РК «МЭО» Арбитражным судом Республики Карелия была назначена Татьяна Ивановна Рогозина. О том, как в процедуре банкротства была сохранена энергосистема Прионежского района и создана новая перспективная компания, может очень подробно рассказать только она. Тем более, что за эту работу она была награждена Почетной грамотой Государственного комитета Республики Карелия по реформированию ЖКХ.

— Татьяна Ивановна, чем было вызвано банкротство ГУП РК «МЭО»?

— ГУП РК «МЭО» было создано в 1995 году и занималось обеспечением электроэнергией потребителей, техническим обслуживанием энергообъектов и выполняло функции заказчика по строительству объектов ЖКХ за счет инвестиций федерального и республиканского бюджетов. Кроме этого, на предприятие была возложена функция выработки тепловой энергии в Вепсской волости, в поселке Кварцитный. Для этого карельское Прави¬тельство передало ГУП РК «МЭО» котельную в Кварцитном, которая была в очень изношенном состоянии. Предп¬риятие обеспечивало элект¬роэнергией 45 населенных пунктов в Прионежском, Пряжинском и Медвежьегорском районах. Были потребители и в Петрозаводске. К сетям ГУП РК «МЭО» были подключены 11200 физических лиц и 304 юридических лица. Как вы помните, конец девяностых годов был труд¬ным для экономики всей России и, конечно, Карелии. Промышленность с трудом выживала, налогов собиралось очень мало. Поэтому Администрация Прионежского района была не в состоянии финансировать бюджетные предприятия в полном объеме. Задолженность этих предприятий за потребленную электроэнергию к 2005 году составила более 25 миллионов рублей. Очень слож¬ная была ситуация, поверьте. Могу еще добавить, что начиная с 2003 года регулирующие органы устанавливали ГУП РК «МЭО» такие тарифы на передачу электроэнергии, что они не покрывали реаль¬ных потребностей энергетиков. Выручки едва хватало на поддержание сетей в рабочем состоянии, на зарплату и налоги. Росли долги перед сбытовой компанией. А ведь часть средств еще приходилось тратить на содержание старой котельной в Кварцитном, которая, как я уже сказала, была крайне изношена. По этой причине энергопредприятие в последние годы своего существования не имело средств на плановые ремонты и обновление электрических сетей. Проводились только аварийные работы.

— И какой же был выход из этой ситуации?

— Как ни парадоксально это звучит, необходимо было возбудить процедуру банкротства и в рамках этой процедуры попытаться восстановить утраченную платежеспособность предприятия. Это могло бы сохранить бизнес, рабочие места и создать нового налогоплательщика. Это был единственный выход в тех условиях, в которых оказалось ГУП РК «МЭО». Посудите сами: к этому времени кредиторская задолженность составляла более 35 миллионов рублей. Основным кредитором ГУП была Карельская энергосбытовая компания. Ей за поставленную электроэнергию прионежские энергетики были должны более 34 миллионов. Конечно же, дальше так продолжаться не могло. Предприятие было практически парализовано, а собственник — Республика Карелия средств на финансовое оздоровление дать не мог. Из 43 автомобилей и других транспортных средств все 43 имели 100-процентный износ и нуждались в замене. Средств не хватало ни на что! А ведь при этом никто не освобождал ни ремонтный персонал, ни руководство ГУП РК «МЭО» от обязанности обслуживать энергообъекты, обеспечивать потребителей электроэнергией. В тяжелейших финансовых условиях сохранялась система управления и делалось все, чтобы не были обесточены детские сады, больницы, котельные, школы. Именно в таких ус¬ловиях было принято решение о подаче в Арбитражный суд заявления о признании ГУП РК «МЭО» банкротом. В мае 2005 года на предприятии была вве¬дена процедура наблюдения, и я была назначена временным управляющим. В январе 2006 года на полтора года было введено внешнее управление. За это время необходимо было создать новое предприятие и найти инвестора, который бы его приобрел. И нам пришлось в этот период принимать непростые решения, чтобы сохранять электросети в рабочем состоянии.

— Какие же?

— Чтобы выжить и продолжать работать, из 230 человек мы должны были оставить 150. Очень тяжело давалось реше¬ние о сокращении персонала. Мы работали с людьми, объяс¬няли, что главное сейчас — сохранить предприятие, что сей час трудный период, но в будущее надо смотреть уверенно: придет стабильность, будет работа.

— Люди поверили?

— Поверили. Часть специалистов перешла на работу в другие компании, но костяк предприятия мы все же сохранили. И те, кто остался, даже не чувствовали, что ГУП РК «МЭО» «превратилось» в другую компанию. Кстати, чуть позже многие из тех, кто вынужден был уйти, пришли трудиться во вновь созданную в процедуре банкротства Прионежскую сетевую компанию. Так что прионежские электрические сети сейчас обслуживают, в том числе, и те специалисты, что работали еще в ГУП РК»МЭО». В декабре 2006 года мы собрали работников ГУП РК «МЭО», поздравили их с Днем энергетика и наступающим Новым годом, всех поблагодарили за работу, лучшим вручили денежные премии. Сразу после новогодних каникул они приступили к работе уже во вновь созданной компании — Прионежской сетевой. Хочу сказать, что мне помогли в этот непростой период — пока проходила процедура банкротства — главный инженер ГУП РК «МЭО» Сергей Ми¬хайлович Чабдаров и Ирина Анатольевна Пономарева, которая работала там главным бухгалтером. Сергей до недав него времени работал главным инженером ОАО «Прионежская сетевая компания», он сейчас возглавляет другое энергопредприятие, а Ирина Анатольевна до сих пор трудится на той же должности в ОАО «ПСК». Спасибо огромное Вячеславу Андреевичу Слезкоущенко и Андрею Павловичу Коробову. Вообще, без поддерж¬ки профессионалов я не смогла бы выполнить все, что задумывалось.

— Какие еще непростые решения пришлось вам принимать?

— Мы отказались от обслу¬живания котельной, перестали вырабатывать тепловую энергию. Сама котельная в Кварцитном была передана Петрозаводским коммунальным системам, туда же перешел и персонал, что ее обслуживал. Это очень облегчило ситуацию, сократились убытки. Практически сразу после введения внешнего управления мы начали проводить очень жесткую политику в отношении неплательщиков за электроэнергию, отключали им электричество за долги, подавали на них в суд. Эта непростая и тяжелая работа дала свои плоды: наши должники постепенно начали возвра¬щать деньги, что позволило, в свою очередь, гасить долги ГУП РК «МЭО».

— То есть, к тому времени, когда пришли инвесторы, все было уже не так безнадежно?

— Да, положение стало гораздо лучше.

— И, получается, ста¬новление Прионежской се-гевой компании вершилось на ваших глазах?

— Конечно. Я помню, как все начиналось. Решение о создании ОАО «Прионежская сетевая компания» было принято в соответствии с Феде¬ральным законом о несостоятельности (банкротстве). Создание шло путем замещения активов. Сейчас, к сожалению, этот метод восстановления предприятия практически не применяется.

— Что это значит — «пу-тем замещения активов»?

— Была проведена неза¬висимая оценка имущества ГУП РК «МЭО». Оно было вне¬сено в уставный капитал вновь созданного ОАО «ПСК». На открытых торгах инвестор выкупил акции Прионежской сетевой компании. Затем назначил новое руководство и начал работу. Так и была об-разована Прионежская сетевая компания.

— Казалось бы, так просто…

— Совсем не просто! Инвестору и новому менеджменту пришлось решать множество трудных и неотложных проблем. Были огромные риски. Это и закупка новой техники, это и персонал, это и работа с регулирующими opганами по тарифной политике… Этот список можно продолжить. Так что вопросов, которые пришлось решать руководству Прионежской сетевой компании, было много, и, повторю, все они были очень| непростые.

— И как бы вы оценили «Прионежская сетевая компания»?

— Очень высоко бы оценила. Обслуживание муниципальных электрических сетей — дело очень трудное и хлопотное. Десятки тысяч потребителей, огромная протяженность линий электропередачи. А ведь в конце восьмидесятых — в девяностых годах в муниципальные сети почти не вкладывалось средств, поэтому износ их очень велик! Взяться за этот воз и тянуть его — огромная ответственность. И менеджмент ОАО «ПСК» с этим справляется. Появляется опыт, и этот опыт позволяет брать на обслуживание все новые и новые электрические сети в других районах Карелии. Если ГУП РК «МЭО» в 2006 году обслуживало энергообъекты в трех районах Карелии и в Петрозаводске, то сейчас Прионежс¬кая сетевая компания работа¬ет в тринадцати муниципаль¬ных районах, в Костомукше и Петрозаводске. Такой объем работы может выполнять лишь очень сплоченная и про¬фессиональная команда. И раз Прионежская сетевая компания это делает — зна¬чит, у них команда есть.

— ОАО «ПСК» в эти дни отмечает свое пятилетие. Что бы вы пожелали работникам компании?

Во-первых, хочу сказать, что для предприятия, которое в нынешних условиях обслуживает муниципальные электрические сети и еще развивается при этом, пять лет — срок очень большой. Не буду говорить каких-то высо ких слов, скажу просто — так держать!

№ 45 (470) 2–9 ноября 2011 г.

Автор: Сергей Медведев

«Московский комсомолец» в Карелии